Иван Голубничий, поэт, секретарь Правления Союза писателей России, член Президиума и Правления МГО СП России, главный редактор газеты «Московский Литератор». Предисловие к альманаху «Родники России. Книга избранных стихотворений писательниц клуба «Московитянка» при Центральном Доме литераторов, Издательство «Ольга», 2013.
Владимир Силкин, поэт, заместитель председателя правления Московской городской организации Союза писателей России. Предисловие к Альманаху «Родники России». Избранные стихи современных поэтов России. Том 3. М.: Изд-во «Ольга», 2015.
Юрий Богданов, поэт, секретарь Правления Московской городской организации Союза писателей России. Предисловие к книге Татьяна Скорикова. Перелетные птицы. Стихотворения и поэмы. ЛитераМ, 2017.
Юрий Богданов, поэт, секретарь Правления Московской городской организации Союза писателей России. Сокровенное слово. Рецензия на книгу Татьяны Скориковой «Перелетные птицы. Стихотворения и поэмы. Литера М, 2017. . — В газете „Московский литератор“, № 21 ноябрь, 2017.
Ирина Шевелева, поэт, литературный критик, член Союза писателей России. „Дух шествует по водам“. Предисловие к книге стихов Татьяны Скориковой „За живою водой“, Москва, ИПО „У Никитских ворот“, 2008.
Надежда Веселова, поэт, член Союза писателей России. „Зрачком небес отражена“. Предисловие к книге стихов Татьяны Скориковой „Листаю осени страницы“, Москва, ИПО „У Никитских ворот“, 2012.
Вадим Сикорский, литературный критик, член Союза писателей России, „Постичь величие России“. Рецензия на книгу Татьяны Скориковой „Листаю осени страницы“, Москва, ИПО „У Никитских ворот“, 2012. — В газете „Московский литератор“, № 5 март, 2013.
Спец. корр. газеты „Московский литератор“, член Союза писателей России „Слово задышит судьбой“ Отзыв о литературном вечере Татьяны Скориковой» в МГО СП России 20 марта 2013 г.) — В газете «Московский литератор», № 7, апрель, стр. 6, 2013.
Галина Клинкова, литератор, журналист, преподаватель русского языка и литературы. «Я прикасаюсь с нежностью к стихам...». Изба-читальня. Литературно-художественный портал. http://www.chitalnya.ru/work/1009655/
Рецензии и отклики в Интернете на сайте СТИХИ.РУ. Татьяна Скорикова — полученные рецензии: http://www.stihi.ru/board/list.html?start=4351&rec_author=82192113
Иван Голубничий,
поэт, секретарь Правления Союза писателей России, член Президиума и Правления МГО СП России, главный редактор газеты «Московский Литератор»
(Из предисловия к альманаху «Родники России. Книга избранных стихотворений писательниц клуба «Московитянка» при Центральном Доме литераторов, Издательство «Ольга», 2013, стр. 10)
Татьяна Скорикова — поэт, взыскательный по отношению к себе и к читателю. Стиль её стихов отличает подчёркнутая изысканность, сдержанная красота и неброская, ненавязчивая, но углублённая философичность. В качестве преобладающих мотивов её творчества я бы отметил мотивы Родины и природы, явленные её живом творческом осмыслении.
На душе и горечь, и отрада,
И пока Россия далека,
Для меня — одна всего награда —
Замирать от каждого листка...
Владимир Силкин
поэт, заместитель председателя правления Московской городской организации Союза писателей России.
(Из предисловия к Альманаху «Родники России». Избранные стихи современных поэтов России. Том 3. М.: Изд-во «Ольга», 2015, стр. 9).
Татьяна Скорикова относится к числу поэтов, в творчестве которых преобладает светлая духовность, умение увиеть в капле то, что называется морем. Мудрое перо женщины находит обобщающие слова, заворачивает их в жёсткую обёртку бытия:
Тянется дней серебристая нить,
Души российских солдат не тревожа...
По берегам, как махорка, — взгляни —
Всюду дымит иван-чай Верхневолжья...
Таких замечательных строк много в данной подборке. Они в стихотворениях «Малиновый звон», «заокские дали», «Плакун-трава», «Медовый спас», «Яблочный дудух», «Ав
дух», «Август» и других.
Есть в хорошего рязанского поэта Бориса Жаворонкова стихотворение «Вся сила наша — в матушке земле». Татьяна Скорикова четко следует этому тезису. Она находит такие эпитеты и сравнения, которые заставляют читателя сопереживать прочитанному, радоваться её творческим находкам:
Выйти в поле рано и спросонок,
Ощущая луч, как тетиву,
Словно птицу, солнце из ладоней
Выпустить в звенящую листву.
Юрий Богданов,
поэт, секретарь Правления Московской городской организации Союза писателей России.
«...СОКРОВЕННОЕ СЛОВО...»
(о книге стихов Татьяны Скориковой «Перелетные птицы. Стихотворения и поэмы». ЛитераМ, 2017, Предисловие к книге, стр.9-16; Рецензия на книгу Татьяны Скориковой «Перелетные птицы. Стихотворения и поэмы. Литера М, 2017. — В газете „Московский литератор“, № 21 ноябрь, 2017).
Новая книга поэтессы Татьяны Скориковой отличается от предыдущих общим замыслом, концептуальным построением, но не утрачивает поэтического обаяния, мастерства, полёта образов и мысли, которые уводят читателя от обыденности, создают свою Вселенную. Состоит она из семи разделов»: «С высоты», «Родные берега», «Белоснежье», «О чём поведаешь мне, море?», «Сокровенное слово», «А дальше — свет», «Любимые страницы».
Каждый раздел тематически строго выстроен и является как бы самостоятельным стихотворным сборником в самой книге, чем очень интересен читателю, хорошо знающему творчество автора.
Уже с первого раздела необычность образов заставляет нас принимать «условия», которые нам «диктует» Татьяна Скорикова:
Давай слетаем в изумрудные края
в обнимку с ветром, солнцем и дождём.
Мы будем там, как исстари, вдвоём,
лишь лоскуток повиснет в небесах — земля...
Мы уместим её в ладони... С высоты
крылом коснёмся гор и океана
солёное пространство... Первозданно
мы пролетим над ним, как птицы — я и ты.
(Давай слетаем в изумрудные края...)
............................................................
Этот сквозной образ полёта — находка поэтессы. Он объединяет другие стихи, расширяет взгляд в пространстве, времени, в чувствах и, если хотите, в жизни: «Летим, не ведая веков, не зная, сколько нам осталось...» И далее: «...мы долетим ... когда-нибудь...От Скандинавии к Перу в отвесном вираже полёта к друг другу мы прижмёмся плотно душа к душе, перо к перу...». Здесь и полёт над Норвежским фьордом, над Ай-Петри, где «Я эхом поселилась на Ай-Петри» и в полёте любви поэтесса говорит «Перелётной птицей — вслед за летом — поплыву на твой далёкий зов...». И этот любовный запев пронизывает всю лирическую книгу Татьяны Скориковой. Ей с высоты полёта до мелочей видна вся земля и на ней человек со своими радостями, горестями и, естественно, с любовью.
Раздел «Родные берега» до глубины души наполнен любовью к родной земле. Открывается он стихотворением «Родина»:
Хороводило, половодило,
обмирала кругом вода.
Льдинкой тонкою выдох: «Родина!» —
доброй памятью на года.
И молю я: «В ту оторопь гулкую,
в колобродицу на Руси
странствий дальними переулками
ты опять меня занеси.
Опусти перед милой горницей,
за церквушкою, на реке...»
Обернусь сизокрылой горлицей
на узорчатом рушнике.
...........................................
Этими проникновенными непритязательными строками сказано многое. Ведь читатель не любит в лирике громогласных признаний в любви к природе, к родному краю. К таким стихам относятся «Возвращение», «Аукнется-откликнется», «В электричке», «Берёзовая рощица», «России», «Журавлиный клин», «Русь», «Медовый спас», «Напои меня, Русь, напои» и многие другие.
В разделе «Белоснежье» поэтесса, можно сказать, поёт завораживающую ораторию белому цвету — чистоте помыслов человека. Что может быть чище снега, посылаемого нам небесами? Он очищает душу, заставляет задуматься о вечности, духовности русского человека. Стихотворения «В ожидании снега», «Зимний сонет», «Послание зимы», «Предновогоднее» и многие другие из этого раздела очищают нас от сиюминутного, мелкого, незначительного в текущем бытии, приближают душой к Спасителю. К примеру, как в стихотворении «На Крещение»:
Чудотворно рощи чародейство,
как прикосновение к устам
слова, возвращающего в детство,
в зимний, солнцем высветленный, храм.
Застывают души тонких свечек,
у лампадок светится стекло...
Ниспадает на январский вечер
благодати снежное крыло.
Лик Христа исполнен откровенья,
и вода, как Божия слеза,
в день святого таинства Крещенья,
звон переливает в небеса...
Читатель в изумлении останавливает взор на отдельных поэтических образах Татьяны Скориковой: «Ничто не исчезает втуне, и веришь ли, но в летний зной пчела на венчике июня сжимает в лапках шар земной».
Поэтесса не обходит стороной и тему войны. В цикле «ИЗ КНИГИ ПАМЯТИ ЛЕСНОЙ» она пытается «...услышать вздох... и зов... и стон...», «...вписать строку, созвучье, слово из книги памяти лесной...»
Ей время — встрепенуться в птицах,
и замирает тишина,
ведь на берёзовых страницах
ещё записана война...
Продолжается тема в стихотворениях «Старый дом», «Иван-чай», «Павшему солдату», «Их долгий путь», посвящённых всем погибшим на поле брани, — и особенно в стихотворении «Бессмертный полк»:
Бессмертный полк, в небесной синеве
ты числишь всех, кто лёг на поле брани.
Их имена... — кто был убит, кто ранен —
несут в себе неугасимый свет.
Ты числишь всех, никто не позабыт.
Земная память — их удел отныне,
где каждого бойца святое имя —
как часть России и её судьбы.
Слезою радости омыты небеса...
Смотрю на фотографии... Бессменно
ты на посту, не дрогнув! И нетленно
звучат из строчек писем голоса...
Ты выстоял, как крепость, как скала!
Бессмертный полк под заревом салюта.
Все, поимённо — у Кремля... Как будто
тебя на службу вечность призвала!
Разнообразие тематики стихотворений в книге не разбивает её цельности, так как основная их мысль «замыкается» на любви. И продолжает эту тему цикл «О чём поведаешь мне, море?» Море, как близкая подруга, которой можно доверить сокровенные мысли, рассказать о любви. У моря даже август превращается в живое существо:
...Тот август юн и дерзок был,
крылат, безумен, своеволен.
Мальчишеский горячий пыл
гасил он на морском раздолье.
С небес, из звёздного ковша,
он черпал удальство и силы.
и нас с тобой его душа
как пламя, к Богу возносила...
Или: «Берег утренний по-щенячьи распластался на лапах песка, солнце волны-младенчики нянчит у ныряющих под воду скал...». Картина жизни оживает, и это у Татьяны Скориковой не кажется чем-то придуманным и неестественным.
Разделу «А дальше — свет» автор даёт подзаголовок «Разговор с Анной Ахматовой». В этом цикле тридцать стихотворений и каждое предваряется цитатой из стихотворения А. Ахматовой. Разговор с поэтессой очень интересный. Не буду его пересказывать, чтобы не «вспугнуть», как редкую птицу, истинную поэзию. Приведу в пример лишь последнее стихотворение:
* * *
Я стала песней и судьбой,
Сквозной бессонницей и вьюгой.
А. Ахматова
Во всех частицах бытия —
творениях земного мира —
живёт, как свет, душа твоя,
звучит, не умолкая, Лира.
И в снах своих, и наяву,
в печали, радости и горе
я именем твоим зову
весною — всходы, чаек — в море.
В улыбке каждого цветка,
в закате, в сини поднебесья
твоя крылатая строка —
в созвучием со всем — воскреснет!
Заканчивается книга поэмой «Любимые страницы», — как говорит сама поэтесса, написанной по мотивам романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». На мой взгляд, это удачный поэтический эксперимент, пронизанный глубокими чувствами к героям романа. Мастерство Татьяны Скориковой — несомненно. О нём можно судить даже по одному короткому отрывку:
...Из варева кромешной тьмы
взлетала ввысь громада храма
и низвергалась с высоты
в глухую бездну урагана.
Когда казнимых палачи
кололи копьями поспешно,
огня отвесные мечи
распарывали город грешный,
Срывались ветки на карниз
вдоль затемнённой колоннады,
как трость, сломался кипарис
прокураторской ограды.
Заканчивая разговор, приведу слова Татьяны Скориковой: «Эта книга — своеобразный лирический дневник, в котором автору хочется поделиться с читателем своими чувствами, мыслями, духовными поисками и просто — поэтическими зарисовками природы и мгновений своей жизни».
Остаётся пожелать талантливой поэтессе такого же вдумчивого и заинтересованного читателя, а книге долгой жизни на благо нашей Русской Литературы.
Ирина Шевелева
поэт, литературный критик, член Союза писателей России
(о книге стихов Татьяны Скориковой «За живою водой», Москва, ИПО «У Никитских ворот», 2008.) Предисловие к книге, стр.
Из предисловия:
«... Поэзия Татьяны Скориковой, безусловно, остра, напряжённа, высока по устремлениям. Но отнюдь не трибунная, не публицистичная по исполнению. Она открыто, влекуще лирична, без повышенного тона. (...) Кульминационная основа в её стихах проявляется через тонкое и точное восприятие всего, что открывается ей в знакомых многим из нас жизненных испытаниях. Встречи, разлуки, странствия, путешествия, воспоминания детства, одинокие раздумья, овладение нанием, духовные поиски. (...) Каждый её отклик пропитан не всегда уловимыми ассоциациями из области искусства, веры, нравственного самосознания. Именно отсюда тонкое изящество её лирических переживаний, свобоно дышащая мягкость общения с собой, с близкими, с читателем. (...)
Отдельные стихи Т. Скориковой волнуют тонкостью душевного звука, течения, очертаний: „В глубь речную без ответа, пало сердце, как комок листьев, холода и ветра...“ Зоркая точнсть и душевный взор поэтессы позволяют ей смелые по красоте художественные сопоставления:
Багровой плащаницей вечер
Увековечил листопад...
Как бы ни была сложна поэтическая ткань этих строк, они действуют прямо и неотразимо. Мысли о Христе проступают в читателе постепенно, охватывают его художественно, как и о Руси православной.
(...) Слияние „высокой страсти... для рифмы жизни не щадить“ с творческим осмыслением бытия в себе, и в других для Татьяны Скориковой мне представляется неизбежным. (...) Радует спокойствие слагательницы русского стиха —
Ибо силою Духа Святого
Охраняет нас русская речь.
С такой верой можно и горы свернуть. Здесь и залог открывшегося нам шествия духа земного по водам жизни и вселенской любви».
Надежда Веселова
поэт, член Союза писателей России.
(о книге стихов Татьяны Скориковой «Листаю осени страницы», Москва, ИПО «У Никитских ворот», 2012. Предисловие к книге, стр.
Если говорить о поэзии, призванной творить доброе, чистое, светлое, то Татьяна Скорикова следует именно этому высокому призванию. Не впрямую, конечно, и не целенаправленно. Она пишет по велению сердца, в силу красоты своей душевной, от внутренней тонкой чувственности. И, конечно же — от щедрости своего таланта.
«Осенняя палитра», «Аккорды зимы», «Весенних строф исток», «На волосок от расставания», «Мгновения невысохшие краски» — это названия разделов, вошедших в книгу. И сразу настраиваешься на поэтический лад, и сразу к восприятию обостряются все органы чувств: осень ярка и многоцветна — автор ее рисует, зима статична и монохромна, и автор учит слушать ее аккорды, весна текуча и динамична — и поэт находит в этом исток вдохновения...
Ее весенние строки имеют свойство проникать талой водой, ароматами вдохнувшей солнечного тепла земли, врываться яркой сочной зеленью в самую душу. Зимние строки читаются как послание на окнах, ложатся первородным снежком на растревоженные суетливой реальностью чувства — такие стихи целебны и благотворны.
Откройте любую страницу книги, и Вы непременно будете очарованы мастерством автора. Посмотрите — ни одного поспешного неорганичного слова, другим и не заменить, потому что гармоничная картина сразу нарушится, станет неестественной и чужой. Татьяна творит свой поэтический мир, украшает его, населяет великолепными образами, метафорами, аллегориями.
«Cколько поэзии дарите вы, хрупкие лучики блеклого солнца... Гулко осеннее эхо куется в бронзе и меди опавшей листвы».
Взмах «кистью» — и уже «эхо куётся», ещё взмах — и лучики приобретают хрупкость и тут же одаривают нас поэзией, ещё взмах — и листва под ногами превращается в нечто дорогое и нетленное.
В книге собраны стихи, о создателе которых можно сказать — Художник! Как импрессионист, увидев и налюбовавшись, спешит перенести поразившую его картину на холст, так и Татьяна Скорикова не может пройти мимо даже чего-то обыденного, например, тихого осеннего парка. Разглядеть, философски осмыслить и высокохудожественно отобразить мгновение жизни — всё это дано автору этой книги.
«Какого цвета дух эпох... Что спрашивать, когда — поверьте — осины — в акварели — вздох, как „Памятник“, войдет в бессмертье!»
Строчки цвета осенней осины, дух эпохи трепетен, и покорен, и печален, и вечен. Несколько «мазков» — и время запечатлено.
Или ещё:
«Есть леса тайная речивость, когда летит по сентябрю трепещущих мгновений стылость, светясь, подобно янтарю, и угасает каплей лета, медовый день испив сполна. А в нем осенняя планета зрачком небес отражена...»
Янтарь, мёд... и космос...увидеть симбиоз земного и небесного, мгновения и вечности — удел талантливого поэта.
Мгновения стихов Татьяны Скориковой зримы, слышимы, вкусны, почти осязаемы. И вневременны. Она одаривает окру-
жающий мир тем, чем сама одарена свыше, ее поэзия «зрачком небес отражена» и благодарно вверена Читателю.
Вадим Сикорский
Литературный критик, член Союза писателей России
(рецензия на книгу Татьяны СКОРИКОВОЙ. «Листаю осени страницы». Избранные стихотворения. — М:. ИПО «У Никитских ворот», 2012) http://www.moslit.ru/nn/1305/14.htm
Московский литератор, № 5, март, 2013 г.
Новая книга Татьяны Скориковой — это гимн природе, жизни, любви. Нестандартная образная система создаёт необъятный и своеобразный мир, в котором хочется жить, отрешившись от обыденности, видеть буйство красок, созданных художником, ощущать тонкую, едва осязаемую палитру поэтических картин душой:
Какая тишь стоит окрест!
Мне счастье выпало сегодня
живописать осенний лес
входя в него, как в храм Господний.
В этом, мне кажется, сконцентрирована вся суть творчества поэтессы: не только лес, а вся природа для неё стала «храмом Господним».
На первый взгляд, концепция книги построена по классическому принципу -на временах года. Им и соответствуют и названия разделов: «Осенняя палитра», «Аккорды зимы», «Весенних строф исток». Но это совсем не так! Картины времён года не просто зарисовки, а глубокие философские размышления автора, о любви, мироздании, о вечности.
Любимая пора времени года поэтессы, как и А.С. Пушкина, — осень:
Холодным дыханием губы остудит,
подхватит, закружит, завьюжит листвой,
по-русски затужит, да горечь разбудит,
что лето осталось в запруде лесной.
Именно через созданный ею цветной, завораживающий мир, Татьяна Скорикова пристально всматривается в окружающую природу, людей и находит для своих поэтических картин неповторимые образы, не избитые рифмы, особый мелодический строй строки, строфы, отличающийся от многих «зарифмованных повествований» многих авторов:
Август рисует тонкою кистью
профиль осенний, печален строг,
и на прощанье кленовые листья
падают тихой мелодией строк.
Или вот как тонко в стихотворении «Это осень затуманила луга» поэтесса соединяет в образе осени саму природу с человеком:
На её кленовом полотне,
всматриваясь в листьев жёлтый снимок,
видим блики — лиц, событий, дней —
сквозь живую сеточку прожилок...
Таких проникновенных и чувственных стихов об осени в книге много. Но назову лишь некоторые: «Пить август», «Предвестие осени», «Я предчувствую осень», «Сентябрьские наброски», «Княгиня Осень», «Берновская осень», кстати, навеянное образом А.С. Пушкина, «Пока нетронут сентябрём...», «Вечерний звон» с эпиграфом — «К одноимённой картине Левитана»: «Есть в таинстве великого холста с церквушкой, воспарившею над склоном, простор... и тишь... и дух... и высота, пролитая на Русь вечерним звоном...».
Поэтесса часто мыслями и чувствами «уходит» в космические дали, в соединении с которыми рождаются новые, необычнее образы её стихов: «Листаю осени страницы и в листьях вижу чьи-то лица, а на шершавости коры я вижу тайные миры...» («Листаю осени страницы...»).
В своём творчестве Татьяна Скорикова раздвигает понятие времени до вселенских масштабов. Там она чувствует себя свободно, и для неё «звёздная метелица» такая же естественная, как земная, в зимнем русском поле:
Бледное, лунное, чуточку снежное
тянется время позёмкою нежною...
И между нами полоской бессонницы
вечер ложится на синие звонницы...
А в тишине голубые созвучия
падают с неба вуалью колючею...
На серебристом зигзаге Медведицы
Мысли Галактики — звёздной метелицей
кружатся в тихой минорности вечности
таинством снега и таинством млечности...
Теплом души поэтессы проникнуты стихи о Москве. Вот в стихотворении «Ограда»: «Ей, зажатой между двух столетий, между сквериком и храмом, где Арбат...» и далее «...В ней незримо притаилась вечность...», «Брожу по ранним декабрям»: «Брожу по кромке зимних дней — по Поварской и по Арбату...», и вновь о самом близком и родном до слёз в стихотворении «Запечатлеть Замоскворечье»:
Но тонет век в толпе людской,
в ларьках торговых и рекламе...
И крикнуть некогда: постой,
чтоб октября живое пламя
в слезе...сквозь отсветы листвы
на лике милой Третьяковки
заметить, замереть... Москвы
Увидев алый контур тонкий.
Татьяна Скорикова не боится, что критики могут «обвинить» её в некоторой сентиментальности. Но на её поэзию надо смотреть другим взглядом: теплота чувств переполняет поэтессу от видов, ещё сохранившихся, старой Москвы, и не уводит в какие-то туманные абстракции.
Живые образы старины волнуют поэтессу, и она искренне хочет, чтобы это глубокое чувство, как в стихотворении «На Ордынке», передалось читателю:
Тёплое моё Замоскворечие...
Вознесённых луковок церквей,
Замирая, зажигаю тихо свечи
На Ордынке — в ризнице моей.
И вот! Любовно-философская лирика — так её скорее можно назвать: глубокая, спокойно-эмоциональная, но это только кажется, что спокойная, точнее — мудрая. В ней нет истеричных нот. Два влюблённых человека по каким-то причинам не могут устроить свои судьбы, но об этом нигде не говориться «в лоб», а стихи — чувственно-тонки. К примеру, стихотворение «Ухожу от себя...», в котором всего три строфы, но какой «спокойный» накал поэтической страсти:
Ухожу от себя...Ухожу в неизбежность,
Ухожу в маету бесконечных ночей...
Омертвевшей слезою покатится нежность
Вслед тебе. В пустоту. Ты не мой и...ничей!
Как интересны образы в стихотворении «Шагреневая кожа», которое, считаю нужным, привести полностью:
Смотрю в окно, как в зеркало, и в нём
портрет осенний — сумрачный, размытый...
Твой профиль на стекле не смыть дождём,
хотя само стекло давно разбито...
Как медленно, устало тает дождь,
раздробленный на мириады клеток...
Шепчу ему: «Я знаю, ты придёшь...
кровоточа пунцовым нимбом веток...»
Развеяны осколки ноября,
На черновик вселенная похожа...
И заживо заря — в огне дождя —
Стекает в ночь шагреневою кожей...
Достоинство этого раздела, как и всей книги в том, что образы сами себя не повторяют и читателю интересно, а какой поворот найдёт поэтесса в следующем стихотворении. Об одиночестве писали многие, но этот образ поэтесса «разворачивает» по-своему, вновь обращаясь к вселенскому пространству:
Слова мои тебе прошелестят,
ложась печатью лунною на строки,
что мы с тобой, как звёздный листопад,
в октябрьском пространстве одиноки.
К этим стихам примыкают многие и многие, но приведу в пример лишь названия некоторых из них: «Ты был осенний...», «Два жёлтых листочка сцепились, дрожа...», «На снегу твоё имя вышью», «Зимний вечер», «По талому бескровью», «Как пройти эту грань между тем, что уже отболело...», «Одиночество», «Не уходи!», «Костёр зимы», «Я вышью радугой „люблю“.
В этом ряду необходимо отметить очень интересный цикл „Семь сонетов о созвучности“.
Заканчивается книга стихами о русском языке, о поэзии, о рождении образов. Они написаны несколько в ином „ключе“, но, несомненно, привлекут читателя ясностью позиции Татьяны Скориковой, её патриотическому служению России и русскому языку.
Вот так заканчивается стихотворение „Рождается образ“:
Творимая Образом вера во благо...
Есть чудо в слиянии слова и свеч,
когда — как святыню — приемлет бумага
поэзии русской исконную речь...
(отзыв о литературном вечере Татьяны Скориковой» в МГО СП России 20 марта 2013 г.)
http://www.moslit.ru/nn/1307/9.htm
Московский литератор, № 7, апрель, 2013 г.
20 марта в МГО СП России состоялся творческий вечер поэтов, членов МГО СП России Ирины Когольницкой и Татьяны Скориковой, на котором авторы представили свои новые поэтические сборники, выпущенные издательством «У Никитских ворот» в 2012 г.: «Войди в мои календари» (И.Когольницкая) и «Листаю осени страницы» (Т. Скорикова).
На вечере присутствовали: Секретарь Правления Союза писателей России, член Президиума и Правления МГО СП России И.Ю. Голубничий, Председатель Правления Московской областной организации Союза писателей России Л.К.Котюков, секретарь МГО СП России Ю.Н.Богданов, секретарь МГО СП России А.С.Данов, поэты из разных литературных объединений — члены МГО СП России.
Открыл вечер его ведущий — Иван Голубничий. Он тепло и неформально поздравил авторов с выходом новых книг и отметил, что они стали лауреатами конкурса МГО СП России «Лучшая книга
Собравшихся поприветствовал Председатель МОО СП России Лев Котюков. В своём выступлении он охарактеризовал творчество поэтов, представляющих свои книги, и пожелал им новых творческих достижений.
В своих выступлениях поэты Ю.Яхонтов, Е.Карунин и А.Данов отметили, что поэзии Татьяны Скориковой и Ирины Когольницкой присущи такие черты, как тонкий лиризм, искренность, мелодичность, мастерство лирического повествования, богатство русской речи, великолепное владение языком. Их творчество привлекает читателей душевной теплотой живописностью образной палитры поэтического языка, ощущением сопричастности со всем мирозданием.
Стихи Т. Скориковой и И. Когольницкой, как отметил Ю.Яхонтов, лишены какой-либо патетики, но затрагивают глубинные струны русской души. Голос авторов расцвечен обертонами близких и дорогих человеческому сердцу чувств: радости, печали, сожаления, ожидания, надежды, насыщен энергетикой добра. Особой исповедальностью и задушевностью полна любовная лирика поэтов, их стихи о природе и родной земле, раздумья о жизни и духовных поисках:
«...Вдали от России, но рядом,
ведь в сердце бегущей строкой
обрушится тишь листопадом
а Слово задышит... судьбой».
(Т.Скорикова «Бегущей строкой»)
«...Есть в таинстве великого холста
с церквушкой, воспарившею над склоном,
простор... и тишь... и дух... и высота,
пролитая на Русь вечерним звоном...»
(Т.Скорикова «Вечерний звон»)
А вот строки из стихотворения И.Когольницкой «Слушать летопись городов», проникнутые трепетным чувством любви к великим ростовским звонам:
«...Взлёт святых куполов любя
За мгновеньем отправлюсь вдаль:
Город детства, не от тебя ль
Мне в наследство веков печаль?
Пусть ответа на это нет,
Понимаю без слов Ростов...
Мы приходим на этот свет
Слушать летопись городов...»
Многие стихи Татьяны и Ирины просятся на музыку, их песенная стихия, их ритмика питаются живыми соками любви к родному краю, любви, освещающей всё творчество поэтов. В этой атмосфере и прошёл творческий вечер, что очень расположило слушателей к поэзии авторов. Прозвучало несколько песен, написанных на их стихи в исполнении Ольги Карагодиной и композитора, лауреата международных конкурсов, Ольги Кузьмичевой.
Поэзия Татьяны Скориковой и Ирины Когольницкой индивидуальна и неповторима, она богата оригинальными образами, живыми впечатлениями. Но объединяет их одно: они несут в наш мир жизнеутверждающий свет любви, красоты, душевной возвышенности, где от щедрости поэтического таланта — «на кончике пера трепещет мирозданье» и рождается «доброе, тёплое, светлое, русское слово святое» (Татьяна Скорикова), где «небо, словно Богородицы терпеливые глаза» и «нити времени — это мы» (Ирина Когольницкая).
(Спец. корр. газеты «Московский литератор», член Союза писателей России)
Галина Клинкова,
литератор, журналист, преподаватель русского языка и литературы. «Я прикасаюсь с нежностью к стихам...», Изба-читальня. Литературно-художественный портал. http://www.chitalnya.ru/work/1009655/
Из отзыва Галины Клинковой на сайте СТИХИ.РУ о стихотворении «Cверкёт поземкой слово... » http://www.stihi.ru/2010/12/19/3215
Ах, какое снежное, какое искристое стихотворение!
Cверкёт поземкой слово... на окне,
морозцем лёгким, как свеча, задышит...
В аккордах снежных, в звеёдчатом огне
зима пером луны нам письма пишет.
... Опустели,- не только на Арбате, Татьяна, — давно стали тихими наши дворы... Разобщенность и чужих, и близких душ налицо.
Поэзия всегда брала на себя миссию соединять человеческие сердца.
Cверкнёт поземкой слово..., и искрясь,
откуда-то, с высот небесной ниши,
родится стих, а с ним вернется связь
сердец, чьим пульсом...вечный город ...дышит...
Прочитала. Восхитилась... Присоединилась духовно к другим восхитившимся...
С признательностью за красивую, великолепную философскую лирику
Галина Клинкова
И зазвучит мелодия строки...
Татьяне Скориковой
— с любовью и признательностью:
http://www.stihi.ru/avtor/82192113
Пригоршни неба можешь зачерпнуть,
Дождём исповедальности пролиться.
Раскрасишь солнца кистью трудный путь,
Укажешь на священные криницы.
Зажжёшь живое пламя октября,
Подаришь сердцем магию покоя.
Созвучное с истоками добра,
Сроднилось Слово с русскою судьбою.
Изящны и божественно легки
Пречистые сокровища Творений.
Пусть впредь звучит мелодия строки Чарующею музыкой мгновений.
27.12.2012